Главная > Справочная информация > ГОСТы > ГОСТ 22830-77 | Версия для печати |
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 22830-77.
ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Технические условия
1. Типы и размеры.
1.1. Деревянные шпалы для линий метрополитена изготавливаются одного типа - обрезные.
1.2. Шпалы должны иметь размера, указанные на чертеже и в таблице 1.
Черт 1. |
Таблица 1.
Наименование размера | Норма, мм | Допускаемое предельное отклонение, мм |
---|---|---|
Толщина h | 165 | ± 5 |
Ширина верхней пласти b | 165 | Минус 10, плюс до ширины нижней пласти |
Ширина нижней пласти b1 | 250 | - 5 + 20 |
Непропиленная часть верхней пласти (обзол) c | От 0 до 45 | - |
Высота пропиленных боковых сторон h1 | 135 | Минус 10, плюс до толщины шпалы |
Длина | 2650 | ± 20 |
По заказу Министерства путей сообщения СССР изготавливают шпалы - коротыши длиной 900 мм и шпалы длиной, кратной 900 мм.
1.3. Размеры поперечного сечения установлены для шпал с влажностью древесины не более 18%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2.
2. Технические требования
2.1. Шпалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться из древесины сосны и березы в соответствии с чертежем.
2.2. Влажность древесины непропитанных шпал не нормируется.
2.3. Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.
Таблица 2.
Порок древесины и дефекты обработки по ГОСТ 2140-71 | Норма ограничения |
---|---|
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся: | |
а) здоровые | В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 40 мм, на остальных поверхностях - не более 80 мм. |
б) загнившие и гнилые | В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях не более 40 мм. |
в) табачные | Не допускаются |
2. Двойная сердцевина | Не допускается |
3. Ядровая гниль | Не допускается |
4. Грибные ядровые пятна (полосы) | Допускаются, не более 15 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон |
5. Заболонная гниль (мягкая и твердая) | Не допускается |
6. Ложное ядро |
Допускается размером не более 1/2 площади торца без выхода на
верхнюю пласть. Не допускается выход ложного ядра на боковые стороны более 1/2 высоты шпалы, считая от нижней пласти |
7. Глубокая червоточина | Допускается глубиной более 50мм и не более 3 шт. на 1 м длины шпалы |
8 Трещины: | |
а) метиковые |
Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 соответственно
толщины или ширины шпалы Не допускается выход метиковых трещин на верхнюю пласть |
б) отлупные | Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок |
в) морозная | Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм |
г) от усушки боковая | Допускается длиной не более 450 мм каждая. |
д) от усушки сквозная | Не допускаются длиной от токца более 100 мм каждая |
9. Наклон волокон | Допускается не более 10 % |
10. Проросль | Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных поверхностях шпалы допускается размерами не более: 700 мм по длине, 50 мм по ширине и 20 мм по глубине. |
11. Заруб и запил | Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных поверхностях шпалы допускается размерами не более: 20 мм по ширине и 40 мм по глубине. |
12. Покоробленность: | |
а) простая | Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям - не более 10 и по боковым сторонам - не более 50 |
б) крыловатость | Допускается не более половины нормы простой покоробленности. |
14. Скос пропила | Допускается не более 10 мм по толщине и ширине шпалы |
Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки, не указанные в таблице, допускаются.
2.4. Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность допускается в пределах норм отклонения по толщине и ширине шпал, указанных в таблице 1.
2.5. Боковые стороны в шпалах должны быть под прямым или тупым углами к нижней пласти.
2.6. Обзольные участки должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть затесаны заподлицо с поверхностями шпал.
2.7. Шпалы должны быть рассортированы по длинам и породам.
2.8. Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами, при этом дополнительно для сосновых шпал устанавливаются следующие требования:
- - предпропиточная влажность не должна превышать в среднем 18%;
- - глубина пропитки по обнаженному ядру не должна составлять менее 10 мм;
- - средняя норма поглощения антисептика должна быть 150 кг/м3, при минимальной величине 125 кг/м3.
3. Правила приемки
3.1. Шпала предъявляется к приемке партиями. Партией считают любое количество непропитанных шпал одной породы древесины и одного размера, оформленные одним документом о качестве.
3.1.1. Приемка шпал по количеству производится в штуках.
3.2. Для контроля партии шпал на соответствие требованиям
настоящего стандарта отбирают выборку в количестве, указанном в табл.3.
Все шпалы в выборке должны соответствовать требованиям настоящего стандарта
Результаты контроля распространяются на всю партию
3.3. Шпалы берутся в выборку методом систематического или случайного отбора единиц продукции по ГОСТ 18321-73
Таблица 3.
Объем партии | Объем выборки |
---|---|
От 50 до 90 | 5 |
Свыше 91 до 150 | 8 |
Свыше 151 до 280 | 13 |
Свыше 281 до 500 | 20 |
Свыше 501 до 1200 | 32 |
4. Методы контроля.
4.1. Определение и измерение пороков древесины и обработки - по ГОСТ 2140-71.
4.2. Определение качества пропитки шпал - согласно ГОСТ 20022.5.
Глубина пропитки обнаженного ядра считается удовлетворительной при условии,
что 85% проб соответствуют требованиям настоящего стандарта
4.3. Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.
4.4. Ширина пластей шпал дожна измеряться в самом узком месте на участке длиной 400 мм, отстоящем на расстоянии 350 мм от вершинного торца шпалы.
5. Маркировка, транспортирование и хранение.
5.1. На торец каждой шпалы должна быть нанесена маркировка с
указанием назначения шпалы (М).
Маркировка должна быть четкой и наноситься
средствами, обеспечивающими ее сохранность после пропитки.
5.2. Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов - по ГОСТ 16369.