ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 22830-77.

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ МЕТРОПОЛИТЕНА

Технические условия

1. Типы и размеры.

1.1. Деревянные шпалы для линий метрополитена изготавливаются одного типа - обрезные.

1.2. Шпалы должны иметь размера, указанные на чертеже и в таблице 1.

Черт 1.


Таблица 1.

Наименование размера Норма, мм Допускаемое предельное
отклонение, мм
Толщина h 165 ± 5
Ширина верхней пласти b 165 Минус 10, плюс до
ширины нижней пласти
Ширина нижней пласти b1 250 - 5
+ 20
Непропиленная часть верхней пласти (обзол) c От 0 до 45 -
Высота пропиленных боковых сторон h1 135 Минус 10, плюс до толщины шпалы
Длина 2650 ± 20

По заказу Министерства путей сообщения СССР изготавливают шпалы - коротыши длиной 900 мм и шпалы длиной, кратной 900 мм.

1.3. Размеры поперечного сечения установлены для шпал с влажностью древесины не более 18%. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород - по ГОСТ 6782.2.

2. Технические требования

2.1. Шпалы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться из древесины сосны и березы в соответствии с чертежем.

2.2. Влажность древесины непропитанных шпал не нормируется.

2.3. Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.

Таблица 2.

Порок древесины и дефекты
обработки по ГОСТ 2140-71
Норма ограничения
1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся:  
а) здоровые В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 40 мм, на остальных поверхностях - не более 80 мм.
б) загнившие и гнилые В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях не более 40 мм.
в) табачные Не допускаются
2. Двойная сердцевина Не допускается
3. Ядровая гниль Не допускается
4. Грибные ядровые пятна (полосы) Допускаются, не более 15 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон
5. Заболонная гниль (мягкая и твердая) Не допускается
6. Ложное ядро Допускается размером не более 1/2 площади торца без выхода на верхнюю пласть.
Не допускается выход ложного ядра на боковые стороны более 1/2 высоты шпалы, считая от нижней пласти
7. Глубокая червоточина Допускается глубиной более 50мм и не более 3 шт. на 1 м длины шпалы
8 Трещины:  
а) метиковые Допускается протяженностью по торцу не более 1/3 соответственно толщины или ширины шпалы
Не допускается выход метиковых трещин на верхнюю пласть
б) отлупные Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок
в) морозная Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм
г) от усушки боковая Допускается длиной не более 450 мм каждая.
д) от усушки сквозная Не допускаются длиной от токца более 100 мм каждая
9. Наклон волокон Допускается не более 10 %
10. Проросль Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных поверхностях шпалы допускается размерами не более: 700 мм по длине, 50 мм по ширине и 20 мм по глубине.
11. Заруб и запил Не допускается в местах укладки путевых подкладок, а на остальных поверхностях шпалы допускается размерами не более: 20 мм по ширине и 40 мм по глубине.
12. Покоробленность:  
а) простая Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям - не более 10 и по боковым сторонам - не более 50
б) крыловатость Допускается не более половины нормы простой покоробленности.
14. Скос пропила Допускается не более 10 мм по толщине и ширине шпалы
   

Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки, не указанные в таблице, допускаются.

2.4. Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность допускается в пределах норм отклонения по толщине и ширине шпал, указанных в таблице 1.

2.5. Боковые стороны в шпалах должны быть под прямым или тупым углами к нижней пласти.

2.6. Обзольные участки должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть затесаны заподлицо с поверхностями шпал.

2.7. Шпалы должны быть рассортированы по длинам и породам.

2.8. Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами, при этом дополнительно для сосновых шпал устанавливаются следующие требования:

  • - предпропиточная влажность не должна превышать в среднем 18%;
  • - глубина пропитки по обнаженному ядру не должна составлять менее 10 мм;
  • - средняя норма поглощения антисептика должна быть 150 кг/м3, при минимальной величине 125 кг/м3.

3. Правила приемки

3.1. Шпала предъявляется к приемке партиями. Партией считают любое количество непропитанных шпал одной породы древесины и одного размера, оформленные одним документом о качестве.

3.1.1. Приемка шпал по количеству производится в штуках.

3.2. Для контроля партии шпал на соответствие требованиям настоящего стандарта отбирают выборку в количестве, указанном в табл.3.
Все шпалы в выборке должны соответствовать требованиям настоящего стандарта
Результаты контроля распространяются на всю партию

3.3. Шпалы берутся в выборку методом систематического или случайного отбора единиц продукции по ГОСТ 18321-73

Таблица 3.

Объем партии Объем выборки
От 50 до 90 5
Свыше 91 до 150 8
Свыше 151 до 280 13
Свыше 281 до 500 20
Свыше 501 до 1200 32

4. Методы контроля.

4.1. Определение и измерение пороков древесины и обработки - по ГОСТ 2140-71.

4.2. Определение качества пропитки шпал - согласно ГОСТ 20022.5.
Глубина пропитки обнаженного ядра считается удовлетворительной при условии, что 85% проб соответствуют требованиям настоящего стандарта

4.3. Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.

4.4. Ширина пластей шпал дожна измеряться в самом узком месте на участке длиной 400 мм, отстоящем на расстоянии 350 мм от вершинного торца шпалы.

5. Маркировка, транспортирование и хранение.

5.1. На торец каждой шпалы должна быть нанесена маркировка с указанием назначения шпалы (М).
Маркировка должна быть четкой и наноситься средствами, обеспечивающими ее сохранность после пропитки.

5.2. Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов - по ГОСТ 16369.